ФОТОГРАФИЯ, ИСКУССТВО, ПУТЕШЕСТВИЯ. ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Увеличение фотографий. Степень резкости изображения. Диафрагма фотоаппарата. Что такое диафрагма? Посмотрите внутрь объектива, и вы увидите в нем устройство, состоящее из нескольких тонких лепестков дуговой формы, расположенных по кругу. Это - диафрагма. С помощью специального привода лепестки диафрагмы можно свести к центру объектива и тем самым уменьшить его действующее отверстие. Но с уменьшением действующего отверстия диафрагмы уменьшается светосила объектива и увеличивается выдержка при съемке. Каково же назначение фиафрагмы? Если на заре фотографии, когда не было хороших объективов, пользовались диафрагмой – это понятно. Диафрагма позволяла улучшить резкость изображения на краях снимка. Но зачем она теперь, когда современные объективы и так, без всякой диафрагмы, дают отличное, вполне резкое изображение по всему полю кадра? Диафрагма крайне необходима, и пользоваться диафрагмой приходится очень часто. В подавляющем большинстве случаев нам приходится фотографировать объекты, расположенные не в одной плоскости, а имеющие какую-то протяженность в глубь пространства или состоящие из нескольких планов, расположенных на разном расстоянии от фотоаппарата. Для получения хорошо проработанных планов, как вблизи, так и на удалении, нам надо увеличивать глубину резко изображаемого пространства, диафрагмируя наш объектив. Рассуждая теоретически, получить на одном снимке резкое изображение предметов, разно удаленных от фотоаппарата, невозможно, поскольку каждому расстоянию от предмета до объектива соответствует определенное расстояние от объектива до пленки, при котором изображение предмета получается резким. Практически дело обстоит иначе, и, как показывает опыт, такая съемка не только возможна, но и успешно осуществляется на каждом шагу. В чем же причина такого явления? И нет ли тут какого ли бы противоречия между теорией и практикой? Весь секрет заключается в особенностях нашего зрения. Когда мы фотографируем одновременно несколько предметов, расположенных на разном расстоянии от объектива, то, конечно, не все они получаются одинаково резкими. Наиболее резким будет изображение того предмета, по которому произведена наводка на резкость. Изображение всех других предметов, расположенных ближе и дальше, теоретически получается нерезким, но нерезкость эта иногда бывает настолько незначительной, что человеческий глаз не в состоянии ее обнаружить. Само собой понятно, что с увеличением расстояния между предметом, по которому произведена наводка на резкость и, другими предметами, расположенными ближе и дальше, нерезкость изображения последних постепенно возрастает и в конце концов становится заметной на глаз, но в известных пределах она совершенно незаметна, что и позволяет фотографировать с достаточной резкостью многоплановые объекты. ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Вы наверно много слышали о глубине резкости, глубине резко изображаемого пространства, ГРИП. Теперь мы с вами познакомимся с этими понятиями поближе. Свойства объектива практически резко изображать на одном снимке предметы, расположенные от него на разном расстоянии, называется глубиной резкости объектива, а расстояние между передней и задней границами резкости - глубина резко изображаемого пространства. В разных случаях глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) получается разной и зависит от целого ряда условий, но во всех случаях она тем больше, чем меньше действующее отверстие объектива, т.е. отверстие диафрагмы. Таким образом диафрагмируя объектив, мы можем увеличить глубину резко изображаемого пространства, и именно в этом заключается главное назначение диафрагмы. Теперь сталкиваясь с советами фотографов профессионалов, какую нужно выставить диафрагму, вы будете понимать зачем это надо. Главное понять и не путаться, что с уменьшением диафрагмы глубина резкости, а с ней и глубина резко изображаемого пространства увеличивается. Теперь идем дальше, вы подумали что вот все так просто. Однако не следует думать, что глубина резко изображаемого пространства зависит только от величины отверстия диафрагмы. Это может привести вас к неверному пользованию диафрагмой, а в конечном счете к ошибкам во время съемки. Глубина резко изображаемого пространства зависит и от величины фокусного расстояния. При прочих равных условиях съемки глубина резко изображаемого пространства тем больше, чем меньше фокусное расстояние объектива. Поскольку в дальнейшем каждый фотограф начинает покупать себе технику покруче, больше пикселей на дюйм, оптику побольше, телевики, широкоугольные камеры и т.д., то это обстоятельство не надо забывать. В практической работе вам придется учитывать еще одну величину, существенно влияющую на глубину резко изображаемого пространства, - расстояние до точки наводки на резкость. С увеличением расстояния от фотоаппарата до точки наводки на резкость глубина резко изображаемого пространства прогрессивно возрастает. Есть еще одна величина, оказывающая влияние на глубину резко изображаемого пространства. Это - степень резкости изображения. Фотографические снимки в большинстве случаев увеличивают (иногда хочется сделать из удачно получившейся фотографии шедевр фотоискусства и повесить в рамку на стене), а при всяком увеличении, как известно резкость изображения снижается, при этом тем сильнее, чем больше кратность увеличения. Кратность же увеличения тесно связанна с размерами негатива для пленочных фотоаппаратов, и размерами матрицы для цифровиков. С повышением требований к степени резкости глубина резко изображаемого пространства, естественно уменьшается. Поэтому если вы сравните два два снимка с одинаковыми фокусными расстояниями и одинаковыми объективами, а глубина резкости окажется разной, не удивляйтесь этому. Позже мы поговорим о программном улучшении резкости, мы же живем в век нанотехнологий, и нам проблемы увеличения резкость уже не портят настроение. Любое изображение снятое на цифру, по моему мнению надо обязательно пропускать через фотошоп или другие программы обработки изображений. Благо цифровая фотография позволяет нам творить чудеса даже с безнадежно потерянными кадрами. Или например, если у вас нехватает денег на приобретение дорого фотоаппарата, то на помощь опять же приходит фотошоп и его команда. Все-таки какие бы не появлялись новые программы по обработке изображений, сравнивать их с фотошопом не следует, да одна лучше улучшает резкость , в другой удобней просматривать изображения и т.д. , но фотошоп всеравно занимает лидирующие позиции и с этим не поспоришь. Подведем итоги: глубина резкости и связанная с ней глубина резко изображаемого пространства зависит от четырех условий – величины фокусного расстояния объектива, величины отверстия диафрагмы, расстояния до точки наводки и степени резкости изображения. Не следует думать, что глубина резкости зависит от номинальной светосилы объектива. Снимая при прочих равных условиях с объективом с относительным отверстием 1:4,5, вы получите такую же глубину резко изображаемого пространства, как и объективом с относительным отверстием 1:2 или 1:1,5, задиафрагмированным до относительного отверстия 1:4,5. Высокая светосила объектива никаких преимуществ в этом смысле не дает. Поскольку с уменьшением отверстия диафрагмы уменьшается светосила объектива и увеличивается выдержка, необходимо знать, какая светосила или какое относительное отверстие соответствует тому или иному отверстию диафрагмы. Иначе пользоваться диафрагмой правильно невозможно. Подводим итоги. Выдержка при съемке обратно пропорциональна светосиле объектива. Светосила выражается квадратом относительного отверстия. Не трудно подсчитать, что квадрат каждого последующего относительного отверстия шкалы диафрагмы в 2 раза меньше чем квадрат предыдущего. На этом пока все, далее мы поговорим о видоискателях.
|