Работа со светом.
Искусственное освещение.
Естественное освещение.
Фотография невозможна без света. В переводе с древнегреческого фотос (свет), графа (рисую, пишу). В итоге получается перевод рисую светом, или, что то в этом роде. Свет является самым важным фактором при создании фотографии. Первый вопрос возникающий у вас в голове при создании фотоснимка – это как освещение повлияет на мое фотоизображение.
Хорошее освещение при фотосъемке – один из решающих факторов получения технически совершенного и художественно выразительного фотоснимка. Пока вы не занимались фотографией, это понятие имело для вас обычный бытовой смысл. Хорошее освещение вы понимали как яркое, плохое - как тусклое. Но если вы взяли в руки фотоаппарат, вам придется значительно расширить свое представление о хорошем и плохом освещении. В фотографии эти понятия имеют совсем иной смысл.
Нет слов, чем ярче освещен объект, тем легче его сфотографировать. Облегчается наводка на резкость, появляется возможность уменьшить выдержку, исключая опасность недодержки. Но главное не в яркости освещения, главное в характере и направлении освещения. Не чем иным, как светом выявляются на снимке объем, форма и фактура (строение поверхности) предметов. Светом выявляются на снимке отдельные наиболее важные части изображения. От освещения зависит передача воздушного пространства и перспективы. Попробуйте с помощью одной переносной лампы осветить какой либо небольшой объект с разных сторон, и вы увидите, как при этом изменяется его внешний вид. Техника съемки при искусственном и естественном дневном освещении различна. Начнем с искусственного освещения.
Искусственное освещение.
При наличии даже двух ламп можно создать огромное число световых комбинаций, располагая лампы в разных точках и по-разному направляя их свет на фотографируемый объект. При трех и большем числе ламп возможных комбинаций становится бесконечно много.
Работа со светом(помните, как в анекдоте: - «Света заходи»,) - одна из самых увлекательных областей фотографии, и здесь для вас открывается широчайшее поле для экспериментов и творческих исканий. Расставляя источники света на разных расстояниях, направляя их свет на различные места объекта, комбинируя яркие источники резкого, направленного света с источниками мягкого, рассеянного, можно находить все новые и новые световые решения. Умелое, творчески осмысленное использование света, требует не только опыта, но и художественных способностей.
Фотосъемка с одним источником света редко дает хорошие результаты. Лучшее, что можно в этом случае сделать, - по возможности смягчить свет, сделать его рассеянным, поместив перед источником света матовое стекло, тонкую белую ткань, или просто лист белой бумаги. Не спорю, что Фотошоп тоже предоставляет возможности управления рассеянным светом, но настоящие мастера фотографии услугами Фотошопа не пользуются. Лучше подготовить идеальные условия для съемки, благо в настоящее время для этого есть все возможности, и сделать много кадров, чем над каждым рисунком сидеть часами в Фотошопе, тем более возможности автоматизации в Фотошопе не безграничны.
Евсли источник света очень яркий, можно рассеять его цвет, направив лучи на белую стену, т.е. использую отраженный свет.
Наконец, есть один простой и в то же время действенный способ получения дополнительного освещения – это белый отражатель (лист белой бумаги). Размещая такой отражатель сбоку от фотографируемого объекта и отразив часть света на теневую чторону объекта, можно значительно смягчить тени. Но для искусственного освещения лучше использовать два источника света, превращая их в зависимости от требуемого эффекта в в источник направленного или рассеянного света.
Характерные особенности света состоят в следующем. Рассеянный свет отличается мягкостью. При таком свете контуры теней смягчаются, как бы расплываются и контрастность объектов съемки снижается. Рассеянный свет равномерно освещает всю обращенную к нему поверхность объекта. Никаких особых эффектов такой свет сам по себе не дает и обычно используется вместе с другими источниками света.
Направленный свет отличается резкостью и вызывает четко очерченные глубокие тени. При таком освещении контрастность объекта повышается. Как самостоятельный такой свет при фотосъемке применяется редко.
Естественное освещение.
Съемка в помещении более трудна и требует большей подготовленности, поэтому сначала, для получения опыта лучше пользоваться естественным освещением. Ни для кого не секрет, что естественное освещение зависит от времени суток и от погоды. В пасмурный день дневной свет рассеян и мягок, а в солнечный наоборот – очень резок. В пасмурный день изменяется только яркость освещения, но свет остается по-прежнему рассеянным. В солнечный день изменяется не только яркость, но и направление освещения. В летний день, когда солнце находится в зените, тени от наземных предметов пропадают, и снимки сделанные при таком освещении, не отличаются выразительностью. Это самое невыгодное время для натуральной съемки. Тени исчезают даже тогда, когда предмет освещен строго спереди. На восходе и на закате солнца предметы отбрасывают длинные тени, придающие снимку эффективность и выразительность. При съемке против света фотоснимки получаются силуэтными. Это не означает, что снимать против света нельзя. Например. Для съемки портрета при таком освещении фотомодель не будет щурить глаза. Используя такое освещение, можно делать очень эффектные снимки, но такая съемка требует хорошего опыта.
Направление света – это не единственная характеристика, определяемая положением солнца на небосводе. Спектральный состав света также меняется в течение дня. Причиной этого изменения являются молекулы воздуха. Они рассеивают проходящий свет, при этом свет с меньшей длиной волны (синяя область спектра), рассеивается в большей степени, чем свет с большей длиной волны (красная область спектра). Когда солнце находится низко над горизонтом, его лучи проходят гораздо большее расстояние в атмосфере, чем когда оно стоит над головой, и по этому больше синих лучей задерживается атмосферой. Следовательно, чем ниже солнце на небе, тем больше красных лучей в его спектре.
Объемность форм снимаемого объекта лучше всего выявляется, когда солнце находится несколько сзади фотоаппарата и освещает объект сверху под углом примерно 45 0 . Однако выразительность и техническое качество снимка зависят в том случае и от того, под каким углом к объекту производится съемка. Очень часто приходится снимать так. Что свет солнца сбоку падает в объектив фотоаппарата. От этого на фотоснимке могут образоваться засветки и побочные изображения. Что бы избежать этого пользуйтесь солнечными блендами. Солнечные бленды особенно нужны при вечерней съемке в помещении, когда какая-нибудь лампа, горящая под потолком или высоко на боковой стене, светит в объектив фотоаппарата.
В техническом смысле хорошим считается такое освещение, при котором на фотоснимке хорошо прорабатываются детали как в светах, так и в тенях.
Никаких строгих правил в при пользовании освещением не существует. Ищите, экспериментируйте, и по мере накопления опыта у вас будут получаться хорошие снимки. Удачных вам фотографий.