Портретная съемка.
Я часто сталкивался с информацией в Интернете по технике портретной съемки. Какая диафрагма, какое фокусное расстояние, выдержка и т.д. Да это все полезная информация, но в этой статье я попытаюсь объединить суть портретной съемки, методы и технологии съемки портретов. Портретная съемка, как жанр фотографии, призван запечатлеть образ человека. Любой фотолюбитель начинает свои работы именно с портретной съемки. Мы можем долго хвалится фотографиями - я и дерево, я на речке и т.д., потому что зачем снимать какой то пейзаж, если я не попадаю в кадр, испорченная фотография, правильно? А между тем портретная съемка является наиболее сложным видом фотографического искусства. Фотолюбитель не сразу овладевает техникой портретной съемки. Что бы добиться определенных результатов, потребуется немало практики, только после долгих проб и ошибок получится достигнуть не только сходства, но и жизненности портретного образа. Первоначально, все кажется просто: посадить человека перед объективом, выбрать подходящую позу, навести аппарат и сделать снимок. Но это только кажется простым делом. Обычно первые фотопортреты получаются мало или вовсе не похожими на их живой оригинал: лицо плоское; выпученные, испуганные глаза; неестественный поворот головы; скованность позы и т.д. Основное требование к портрету сводится к тому, чтобы он имел полное с оригиналом, правдиво, реалистически передавал наиболее характерные черты человека. Для получения хороших работ портретисту приходится быть не только фотографом, но немножко психологом, немножко режиссером, мобилизовать свою наблюдательность, постоянно развивать и совершенствовать свой вкус, художественное чутье. Успех портретной съемки во многом зависит от позы портретируемого. Обычно каждый как-то готовится к съемке и потому в момент экспонирования держится перед аппаратом напряженно и неестественно.
Иногда целесообразно предоставить самому снимающемуся принять то или иное положение. Однако поза которая казалась удобной на фотографии выглядит неестественно. Если снимающийся затрудняется сам принять непринужденную позу, то ему надо подсказать желательное положение. Внимательно приглядываясь ко всей фигуре человека, вы должны проявить не только творческую находчивость, но и большую тактичность. Как будет выглядеть портрет во весь рост человека сложенного непропорционально или сильно сутулившегося. Конечно вы не волшебник и всех своих моделей вам не сделать Ален Делоном или Ким Бесингер (Жанна Фриске), но скрыть мелкие недостатки вы просто обязаны (поправить галстук, прическу и т.д.) Во время фотосъемки портретируемому не надо задерживать дыхание или слишком напряженно смотреть в одну точку. Начало портретной съемки – это съемка головного портрета. Когда вы научитесь правильно передавать на головном портрете выражение лица, его форм, взгляда, тогда начинайте усложнять свою задачу переходите от головного портрета к погрудному, потом к поясному, затем к поколенному и наконец, во весь рост. Важным компонентом портрета являются руки: они могут быть очень выразительными, дополняющими характеристику портретируемого. Размещение рук портретируемого доставляют фотографу немало хлопот, избегайте плоского изображения тыльной стороны кисти или ладони, небольшой поворот вбок придаст им объемность. Фон портрета. Фон – это задний план, на котором выделяется главный объект изображения, в нашем случаи человек. Фон тогда наилучшим образом отвечает своему назначению, когда находится в определенном тональном взаимодействии с объектом. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» писал, что фон должен быть темнее самого светлого места объекта, но светлее самого темного места объекта. При съемке на улице наиболее простой фон – небо. Фоном также может служить ровная стоящая поодаль от портретируемого стена здания (не кирпичная, не бревенчатая и т.д.), густой кустарник, удаленный лес – все то, что на снимке представит впечатление более или менее однородной по тону поверхности. Приступая к съемке портрета, фотограф должен не только удалить с фона лишние предметы, но и проследить за тем, чтобы позади снимаемого не было таких предметов или сооружений, которые на снимке будут производить впечатление выросших из головы портретируемого и потребуют ретуши для их устранения. Не забывайте, что фон остается только фоном, а основное в портретной съемке – человек. В ряде случаев слегка нерезкий (находящийся вне фокуса) фон создаст впечатление пространства, лучше выделит лицо, фигуру портретируемого. Из этих соображений модель в большинстве случаев следует располагать не ближе одного-двух метров от фона. По этой же причине не диафрагмируйте слишком сильно объектив. При съемке под открытым небом, когда фоном служит окружающая природа, резкость фона может быть несколько большей. Освещение при портретной съемке. Портретные съемки проводятся, как под открытым небом, так и в помещении. Первые портретные съемки рекомендуется проводить под открытым небом, но не на солнце, а в тени или при рассеянном свете пасмурного дня. Лучи света, падая на лицо человека, образуют цвета и тени, тональные переходы от светов к теням. Характер освещения лица портретируемого зависит от направления основного светового потока. В распоряжении фотографа свет передний, боковой, задний (контажур), верхний и нижний свет. Каждый из них дает иной результат, поразному выявляет рельефность лица. Лобовой свет скрадывает рельеф лица, воспроизводит его изображение на снимке плоскостным. Боковой свет подчеркивает рельеф лица, вызывая глубокие тени, но при таком освещении одна сторона лица остается затемненной. Контражур, или задний свет (его прямые лучи, конечно не должны попадать в объектив), применяемый самостоятельно дает чисто силуэтное изображение. Верхний свет подчеркивает рельеф лица, дает глубокие тени под бровями, носом, губами. Нижний свет, усиливает рельефность лица, создает несколько необычное выражение лица. Нижний свет может быть использован, когда фотографируют человека с удлиненным строением лица; этот свет скрадывает длинный нос, округляет острый подбородок. Помимо направления света при портретной съемке большое значение имеет расстояние между источником света и моделью. Чем ближе источник света, тем грубее и резче тени, отдаление источника света смягчает тени. Вот вкратце основные азы техники портретной съемки. При углубленном изучении портретной съемки вы столкнетесь с еще большими тонкостями этого жанра, побольше усилий и практики, можно тренироваться на гипсовом бюсте, например Ленина, потому что не всякая модель выдержит наши изыскания, удачных вам портретов.
|