Светосила объектива.
Что такое светосила?

Светосила едва ли не самая важная техническая характеристика объектива. Это – мера его световых возможностей. Чем больше светосила, тем короче может быть выдержка при съемке. Высокая светосила облегчает съемку быстродвижущихся объектов и спортивных моментов, требующих коротких выдержек. Она расширяет возможности съемки в слабо освещенных помещениях, в сумерках, съемке в театре, в спортивных залах, ночные съемки улиц, съемки с экранов кино и телевизоров. Отчего же зависит светосила?
На первый взгляд кажется, что светосила зависит только от размера объектива, точнее от диаметра его линз. Чем больше диаметр линз, тем больше света он пропускает. Однако было бы ошибкой думать, что дело заключается только в этом. Но светосила зависит не только от диаметра линз, но и от величины его фокусного расстояния. На оправах объективов светосила обозначается весьма условно, в виде отношения двух чисел, из коих первое всегда 1. Например: 1:2 или 1:3,5 и т.д. За единицу сдесь принят диаметр действующего отверстия объектива. Правая часть отношения показывает, во сколько раз диаметр этого же отверстия меньше фокусного расстояния объектива. В целом же обозначение выражает так называемое относительное отверстие объектива.

Сравним, во сколько раз светосила объектива с относительным отверстием 1:2 больше, чем 1:4. На первый взгляд может показаться, что для этого следует разделить большую из этих величин на меньшую, т.е. 1/2 :1/4. Однако это ошибка. Ответ при этом будет равен 2, а светосила первого объектива больше второго в 4 раза.

Как это объяснить? Количество света, проходящего через объектив, зависит от площади действующего отверстия объектива. Последнее имеет форму круга, а площади кругов относятся как квадраты их диаметров. Т.е. количество света, проходящего через объектив, пропорционально квадрату диаметра его действующего отверстия. Таким образом, если диаметр действующего отверстия одного объектива вдвое больше чем другого, то при одинаковом фокусном расстоянии обоих объективов светосила первого больше, чем второго, не в 2 раза, а в 2 2 , т.е. в 4 раза.

Теперь посмотрим какова зависимость светосилы от величины фокусного расстояния. Освещенность поверхности обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника света до освещаемой поверхности. Источником света в фотоаппарате служит объектив, освещаемой поверхностью - фотопленка (матрица), а расстоянием – фокусное расстояние объектива. Отсюда, если фокусное расстояние одного объектива вдвое больше, чем другого, то при одинаковом диаметре действующих отверстий обоих объективов светосила первого меньше, чем второго не в 2, а 4 раза.

Суммируя все выше сказанное, светосилу объектива можно выразить так:

Светосила = квадрат диаметра действующего отверстия/квадрат фокусного расстояния

Однако не следует слишком преувеличивать значение светосилы. Возможность фотографировать с короткими выдержками или при неблагоприятных условиях зависит не только от светосилы, не в меньшей мере она зависит от светочувствительности фотоматериалов, для пленочных фотокамер, а для цифровых от чувствительности матрицы. И уж ни в коем случае не надо думать, что чем больше светосила объектива, то тем выше резкость изображения. Резкость изображения не зависит от светосилы, она зависит главным образом от конструкции объектива и точности его изготовления. Не стоит фотографировать со слишком большой светочувствительностью, на изображении появляется много шумов. Хотя есть несколько всем известных программ (Фотошоп, Нинзя и т.д.), которые понижают зашумленность изображения, а также повышают резкость, но об этом попозже.

Но еще труднее определить выдержку фотоаппарата, когда интервал яркостей очень велик. Правильной выдержки при этом не существует, так как выдержка для наиболее ярких частей объекта окажется явно недостаточной для самых темных его частей, а выдержка для темных частей будет слишком большой для самых ярких частей. Если определить выдержку для средних яркостей объекта, то наибольшие окажутся передержанными, а наименьшие недодержанными. Как же быть? Прежде всего надо постараться сделать все возможное, чтобы уменьшить интервал яркостей объекта. При съемке с искусственными источниками света этого можно добиться очень легко, подсветив наиболее темные части объекта фотосъемки. Сложнее обстоит дело при съемке на открытом воздухе в солнечную погоду, но и здесь можно сделать кое что для улучшения качества фотоснимка. Прежде всего надо постараться найти такую точку съемки, при которой теневые или наиболее освещенные части объекта не занимали бы в кадре много места, иными словами, надо постараться убрать по возможности из кадра слишком темные или слишком светлые части объекта фотосъемки, изменив точку и направление фотосъемки.

Далее мы узнаем что такое выдержка, управление выдержкой, и все о выдержке фотоаппарата.


Hosted by uCoz